Моих бабушек и дедушек уже нет в живых. Да, я жалею, что мало общалась с бабушкой, особенно в последние годы.
Мои бабушка и дедушка не были генералами, полководцами, командирами. Дедушка до войны был трактористом, бабушка – из зажиточной крестьянско-хохляцкой семьи.
Пришла война – пошли воевать. Дедушка – водителем доставлял орудия к линии фронта, воевал в пехоте, бабушка – медсестрой в военном госпитале. Познакомились в госпитале. Так и прошли всю войну. От родного села до Берлина. Дедушка после войны все время болел от множественных ранений, рано умер.
Помню, спрашивали в детстве бабушку: «Бабушка, а ты любила дедушку?». Она только отмахивалась: «Какая любовь? Война была». «А расскажи про войну!» «Что про нее рассказывать, война как война. Ешь, давай, а то муха в рот залетит».
И не говорила о войне. Помню, было даже обидно: у других вооот сколько всего интересного рассказывают, а бабушка или отшучивалась или переводила разговор на другую тему. Сейчас понимаю, что, видимо, очень страшные были воспоминания, что даже память ворошить не хотелось.
И разрешала нам, детям, играть своими и дедушкиными наградами.
Помню, много было орденов, медалей. Так и заиграли их где-то… Только недавно на сайте «Подвиг народа» нашла наградной листок дедушки.
И еще момент. Бабушка уже болела, плохо ходила. Пришла открытка от мэра с поздравлением ветерану. Стандартные слова и подпись – факсимиле. Бабушка надела очки и долго читала каждое слово. Рассматривала подпись. Перечитывала. Попросила поставить открытку около кровати. А потом говорит: «Какой хороший человек, не забыл. Это же сколько он открыток подписал».
И глаза благодарно блестят…